Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Живые стены в детском саду. Оформление стен в детском саду своими руками


На самом деле Редджио Эмилиа - это не методика развития детей в привычном для нас образе. Это своего рода философия и абсолютно иной опыт и подход к развитию и воспитанию детей.

Основателем теории Редджио Эмилиа считается итальянец Лорис Малагуцци. Но в разработке подходов к воспитанию детей участвовали как представители города Reggio Emilia (Италия), так и родители. Результатом их совместного труда стала разработка новых детских садов Редджио Эмилиа, атмосфера в которых была принципиально новой.
Появление радикально нового отношения к детству в целом в Италии не случайно. В послевоенное время, когда люди только побороли фашизм и все усилия бросили на ликвидацию тоталитарного режима, существовала незримая потребность в чем-то новом. Итальянцы стали понимать, что нужно менять отношение как к жизни в целом, так и к людям. И начали с детей. Теперь их стали воспринимать полноценной частью итальянского общества. А воспитание постепенно стало выходить на новый уровень. Дети должны воспитываться в тесном контакте с общественностью и всеми процессами, которые происходят вокруг. Они должны активно участвовать в жизни и за время обучения в дошкольном учреждении впитать максимум полезной и жизненной информации.
В настоящее время представители многих стран мира пытаются перенять опыт организаторов детских садов в Редджио Эмилиа. Но на самом деле очень сложно перенести ту обстановку и микроклимат, который царит в таких учреждениях на их родине - в итальянском городке Reggio Emilia. Но все же с огромным успехом можно перенять общие подходы к созданию условий для полноценного развития личности ребенка, следуя принципам авторов методики Редджио Эмилиа.
Основные учителя в методике - это родители и педагоги (pedagogista) в детском саду, которые непрерывно учатся вместе с малышами чему-то новому.

Возраст, на который рассчитана методика - от 3 до 6 лет (период посещения детского сада). Но следует учитывать, что это весьма условный возрастной диапазон, поскольку авторы методики многократно акцентируют свое внимание не на возрасте малыша, а на отношении взрослых к нему и его развитию. Развивающая среда, которая позволяет формировать гармоничную, свободную и грамотную личность - это залог успешного воспитания с самого рождения ребенка.

Принципы методики:

Автор и создатель концепции Редджио Эмилиа - Лорис Малагуции - основывался на принципах достаточно распространенных уже в то время методик Монтессори, Штайнера, Выготского. Переняв от них глубокие мысли о подходах к развитию и воспитанию подрастающего поколения, он создал собственную теорию, которую успешно внедрил в жизнь в Италии.
Методика Редджио Эмилиа базируется на таких принципах:

Дети могут обучаться в том случае, если они трогают, двигают, вращают, нюхают, лепят, рисуют, видят, слушают. Одним словом, для успешного и гармоничного развития личности и обучения необходимо задействовать все возможные каналы восприятия окружающего мира и информации;
- Дети должны иметь огромное количество способов для самовыражения: пение, танцы, театр, балет, спорт, общение, музыка;
- Ребенок - человек. И как и каждый из нас, он тоже заслуживает уважения;
- Малыши способны самостоятельно контролировать процесс своего обучения;
- Малыши могут строить гармоничные отношения с окружающими только в таком пространстве, где они имеют возможность исследовать мир;
- Ребенок сам создает себя. Он - богатырь, силач. В реджо-педагогике воспитание сводится к поддержанию и сохранению силы конструирования личности, которая с рождения дана каждому без исключения малышу. А многие родители попросту отбирают эти силы, ограничивая малышей в познании окружающего мира.

В процессе обучения большую роль играют не только педагоги детского сада, но и родители. Они считаются главными и важными учителями для своих детей. Родители не только активно задействованы в процессе обучения своих детей, но и являются соавторами методик и программ, по которым проводится развитие их малышей. Родители полностью осведомлены обо всем, что происходит с их детьми, они имеют неограниченный доступ ко всем материалам, поделкам, рисункам и даже высказываниям своих малышей. Это очень хорошо, ведь педагоги ведут записи различных диалогов, высказываний и ситуаций, которые происходят с детьми на протяжении всего периода обучения.
В обычных детских садах происходит стремительное разобщение малыша и окружающих, в том числе и взрослых. Одной из важных идей авторов концепции Редджио Эмилиа было воссоединение ребенка, его семь и всех людей, которые его окружают.

Обучающая среда - своеобразный "аквариум"...:

Авторы концепции развития и воспитания детей Редджио Эмилиа убеждены, что постоянный поиск, исследовательская и интеллектуальная активность в раннем возрасте играет важнейшую роль для полноценного формирования личности ребенка.
Поэтому основная цель методики - это создание свободной среды, которая как "аквариум" будет отражать все чувства, мысли, отношения, эмоции и изобретения маленьких жителей этого мира и всех, кто их окружает.

Особенности среды, которая создана в детских садах Редджио Эмилиа:

◦ Общее - на первом месте. В детских садах, работающих по принципам Редджио Эмилиа созданы абсолютно все условия для открытого и тесного общения малышей со всеми, кто их окружает. И это не только их сверстники, но и взрослые, которые открыто демонстрируют то, чем они занимаются и передают эти навыки детям. Дети без препятствий общаются как между собой (независимо от возраста), но и с сотрудниками детского сада, поварами, мастерами. Кухня в детском саду Редджио Эмилиа открытая. Малыши с удовольствием наблюдают за работой, которая там ведется. Туда же разрешен доступ родителей;

◦ Исследовательская активность - это важный фактор формирования характера и развития способностей. Детям в саду Редджио Эмилиа никогда не дают готовых знаний и информации, которую необходимо заучить. Малыши воспитываются так, что они самостоятельно должны искать источники знаний. Педагоги всего лишь направляют их в нужное и правильное русло и ненавязчиво контролируют весь процесс развития. Дети в таких садах - это исследователи и первооткрыватели;

◦ Для детей в таких детских садах созданы прекрасные условия для саморазвития и реализации своих возможностей и талантов. Здесь имеется ателье, мастерские, несколько сцен для юных артистов, комнаты для активных игр и занятий спортом. Сады Редджио Эмилиа оснащены множеством зеркал, в них всегда есть костюмерная, театр теней, лайт-боксы, почтовые ящики. Одним словом, в таком детском саду есть все, что поможет малышу найти себя, раскрыть свой талант и многому научиться. Дети разрисовывают стены, постельные принадлежности, а также другими необычными способами самовыражаются и ищут свой жизненный путь;

◦ Развивающие материалы - все природное и естественное. Здесь минимальное количество настоящих детских игрушек. Дети в детских садах Редджио Эмилиа играют с реальными инструментами и материалами. Здесь есть проволока, гипс, глина, различные краски, болты, гайки, ножницы, бумага, ткани, нитки и многое другое;

◦ Обстановка - только домашняя. Детский сад Редджио Эмилиа - это дом для ребенка. Здесь все доступно, открыто. На стенах висят портреты малышей, написаны их цитаты, стоят их поделки. И все на уровне глаз, ко всему можно прикоснуться. По мнению авторов методики сами помещения детского сада являются "третьим воспитателем";

◦ Создание атмосферы защищенности. В таких детских садах обязательно есть "тихая комната". Здесь каждый может уединиться, расслабиться, побыть наедине со своими мыслями, просто почитать книгу или полежать;

◦ Непринужденная обстановка. Детский сад Редджио Эмилиа - это не стандартное заведение, а уютные комнаты, где малыши живут и развиваются в условиях свободы. Здесь нет места насилию. К примеру, в обеденный перерыв малышу не обязательно спать. Ведь не все дети это любят. Но у них есть возможность просто полежать, послушать релаксирующую музыку, поиграть с фонариком при приглушенном свете, почитать книгу;

◦ В детском саду имеется полный доступ детей ко всем материалам. Здесь нет никаких закрытых шкафов. Малыши могут в любое время все потрогать. Открыт доступ и к портфолио каждого малыша. В них собраны все его поделки, рисунки, даже имеются видео и фотографии, а также своего рода дневничок высказываний и монологов, который ведет педагог;

◦ Предпочтения малышей - на первом месте. Создавая программы, педагоги в первую очередь учитывают предпочтения детей. Малыши - соавторы учебных программ, они творцы своей жизни;

◦ Свобода действий. В таких детских садах малыши не сидят строго за партами, а тем более длительное время. В основном все занятия и игры проходят на ковриках, дети располагаются лицом друг к другу, сидя в кругу. Малышам не обязательно строго повторять все за педагогом;

◦ "Говорящие стены" - это уникальная разработка авторов. В процессе развития малыша в детском саду педагоги ведут журнал, в котором как в письменной форме, так и в видеозаписях и фотографиях отражена вся жизнь малыша в условиях заведения. Все это отражается на экранах - это так называемые "говорящие стены". На самом деле в саду нет пустых стен. Везде на уровне глаз детей множество разнообразной информации о них самих;

◦ Педагог - это партнер для малыша, а не тиран. Учителя помогают малышам реализовать их идеи и проекты, а не осуществляют тщательный и строгий контроль за выполнением поставленных задач. Все, кто работает в саду, дети, а также родители - коллеги и единомышленники. Педагоги - это ассистенты у детей;

◦ Формирование индивидуальности, свободной и успешной личности - основная цель коллектива детского сада и методики
Редджио Эмилиа в целом;

◦ Реализация новых проектов - основа в деятельности детей и педагогов в детском саду. Малыши вынашивают идеи, а затем вместе с учителями и родителями полноценно их реализуют в виде определенных проектов. Проект - это все, что интересует ребенка - дождь, тень, театр и многое другое. При этом важно, что время на его реализацию неограниченно. Это может занять от нескольких часов до года. Важен творческий процесс, а не конечный результат.

Изучая принципа концепции Редджио Эмилиа необходимо учитывать, что именно их детские сады были признаны лучшими в мире.
Детские сады Редджио Эмилиа - это прекрасная демонстрация того, что могут наши дети, если своевременно и полноценно стимулировать их творческую деятельность. На самом деле сады Редджио Эмилиа - это своего рода святыня и место восторга для каждого, кому не равнодушно будущее нашей планеты. Ведь именно там рождаются настоящие творцы и энтузиасты, бескорыстные и открытые, талантливые и уверенные в себе, а также просто свободные и раскрепощенные личности, которые наверняка смогут доказать всем, что грамотный подход к воспитанию детей - это одно из важных и главных направлений деятельности любого государства, которое обязательно будет процветать.

Для кого подходит концепция?:

На самом деле принципы реджо-педагогики могут в полной мере применяться любыми родителями, которые их принимают. Естественно, что возможность водить малыша в детский сад такого типа есть не у каждого, но важно понять суть методики и пробовать внедрить в своей родительской практике некоторые идеи авторов.
Можно начать со своего дома. Оформите его по принципам детских садов Редджио Эмилиа. Пускай стены вашего дома будут развивать ребенка. Ведите полноценную общественную жизнь, приобщайте ребенка ко всему, что делаете сами. Пускай у него будут живые и природные игрушки, а не сугубо детские варианты. Предлагайте ребенку пробовать себя в творчестве: купите пластилин, клей, краски, ножницы, различную бумагу и прочее.
Главное, что "требует" реджо-педагогика - это будьте для своего малыша лучшим другом и партнером. Пускай он придумывает идеи, проекты, а вы помогаете их реализовать.
Не изолируйте малыша от общества и повседневных действий. Он может многое, только стоит дать ему возможность и создать полноценные условия для реализации и самовыражения.

Поверьте, результаты такого воспитания и общения с малышом вас поразят!


Проект «Говорящая стена»

Тип проекта: оформительский, информационный.

Идея: разместить на одной стене суждения, мысли и высказывания школьников по теме « Здоровье – это…» (или иной актуальной проблеме)

Цель: внедрить новую форму школьной среды, оформить в школе «Говорящую стену», т.е. на видном месте расположить периодически обновляемую экспозицию из высказываний разных людей и (или) школьников по наиболее актуальным проблемам духовного, нравственного или физического здоровья.

Задачи:

1. привлечь внимание детей (даже неосознанное) к вопросу здоровья и здоровьесбережения;

2. формировать позитивное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; к оценке перспективы своего будущего здоровья;

3. повысить самооценку участников проекта, развивать критическое мышление; познать внутренний мир детей;

4. развивать творческие способности, умение участвовать в дискуссии, умение отстаивать свою точку зрения;

5. развивать художественные способности (дизайнерские) в оформлении « Говорящей стены»;

6. развивать сотрудничество и сотворчество педагогов и обучающихся;

7. использовать предложения детей по улучшению школьной среды в рамках Программы развития « Здравосозидающая школа»

Участники проекта

1.Обучающиеся 1-4 классов. Выполняют рисунок на тему « Берегу своё здоровье»

2. обучающиеся 5- 11 классов. Пишут сочинение на тему « Что такое здоровье?»

3. классные руководители 1-11 классов;

4. творческая проектная группа.

Е.И. Шипицина – оформитель

Этапы реализации проекта:

    Ознакомление участников с идеей проекта;

    Проведение единого творческого часа в 5-11 классах с предложением написать сочинение на тему о здоровье (на специально подготовленных листах) и закончить их словами: «Вот всё, что я об этом думаю», в 1-4 классах – выполнить рисунок;

    Обработка сочинений и выборка детских размышлений;

    Подготовка коллажей с детскими мыслями и фотографией их автора;

    Печать и ламинирование коллажей;

    Выбор места и оформление « Говорящей стены»

Результаты социологического опроса школьников в форме сочинений на тему « Что такое Здоровье?»

1. Здоровье - это хорошее настроение, самочувствие. Здоровье человека зависит от самого человека. Природа помогает человеку быть здоровым

(Легкоступов Семён)

    1. Здоровье - это главная ценность для человека и всего человечества. здоровье зависит от много: места, где ты живёшь – город или село, экологии, от окружающих людей. Человек - строитель своего здоровья, только от него зависит его образ жизни, от его силы воли, которую надо закалять и делать это каждый день, каждую минуту. (Дуракова Т.П.)

    1. Здоровье-это главная ценность человека. Я занимаюсь спортом и летом и зимой, это помогает мне быть здоровым. Я редко болею. Я очень хочу, чтобы все занимались спортом.

(Якименко Константин)

    1. Здоровье-это главное качество человека. Человеку поможет быть здоровым доктор. Если человек ходит в церковь и молится, то ему поможет бог быть здоровым.

(Чагина Елена)

    1. Здоровье это радость, счастье! Без здоровья человек был бы ленивым, унылым и слабым, страдал бы и часто болел. В общем, человек без здоровья – никто.

(Беспалов Максим)

    1. Здоровье-это радость, здоровье – это смех!

(Ермышева Кристина)

    1. Здоровье – это состояние человека. Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться, бегать, прыгать. Когда человек это делает, то все органы его организма правильно работают. С учителем физкультуры мы бегаем в лес, играем в лапту, футбол, пионербол. Я советую беречь своё здоровье!

(Коренева Алина)

    1. Здоровье – это сила, это моё будущее, мой труд. Это – радость каждого дня, это любовь. Это – когда все рядом: мама, папа, брат и сестра. Быть здоровым – значит быть счастливым.

(Брюшинкина Лиза)

    1. Здоровье_ это моё хобби. Самая моя любимая секция – футбол и лёгкая атлетика. Футбол я полюбил потому, что мой папа играет в футбол ведь здоровье – это спорт.

(Шутихин Слава)

    1. Здоровье – это хорошее настроение, когда ничего не беспокоит, на душе спокойно, хочется улыбаться и делать добрые дела. Все дела нужно делать с интересом, творчески и хорошо. Тогда другие оценят это и будут говорить о тебе добрые слова. Это очень приятно, от этого поднимается настроение и желание быть лучше.

(Пермякова Г.М.)

    1. Здоровье – это когда ты не болеешь. Я думаю, что человеку поможет закалка и спорт, это повышает иммунитет. От занятий спортом увеличивается сила и мышечная масса. Это нравится девушкам. Когда другой человек смотрит за этим, он тоже захочет стать таким же и сам начинает заниматься спортом. Нужно заниматься бегом, подтягиваться, вот так можно сохранить и развивать своё здоровье.

(Кулинченко Николай)

    1. Здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться. Если человек ведет здоровый образ жизни, то естественно он будет здоровым. Нужно оградить себя от курения, употребления алкоголя и других наркотических веществ. Побольше спорта!

(Ефимов Дмитрий)

    1. Здоровье –это залог долгой и счастливой жизни. Человеку помогут быть здоровым он сам и его близкие люди, показывая им свой здоровый образ жизни.

(Рихтер Анна)

    1. Здоровье – это жизнь. Нужно беречь своё здоровье, чтоб даже в старости чувствовать себя хорошо. Я думаю, что главная цель в жизни – это быть здоровым человеком. Не тратить время на курение и спиртное. Сейчас это не модно. Сейчас в моде быть здоровым и в какой – то мере быть спортивным. Спорт - это самый правильный путь к здоровью.

(Ануфриев Алексей)

    1. Здоровье – это прежде всего отсутствие конкретных хворостей, а остальное уже мелочи. Спорт, оптимизм и зубная паста! Я убеждена, что здоровый образ жизни доступен всем!

(Кудринская Ульяна)

    1. Здоровье - это природное состояние человека в целом: его мысли, чувства, слова и поступки. Здоровый образ жизни – это забота о своём психологическом состоянии, о состоянии своей души. Это чистые мысли, не допускающие негативных эмоций. Недаром говорят, что не нужно злиться, завидовать, печалиться. Всё это плохим образом отражается на нашем здоровье и физическом самочувствии.(?)

    1. Здоровье – это когда утром просыпаешься и весело при любой погоде.

      Человек может влиять на здоровье других как позитивно так и негативно. Либо он убеждает другого заниматься спортом, соблюдать режим дня и т. д., либо соблазняет другого к наркотикам, алкоголю, табаку и т. п. Каждый человек сам себе помогает быть здоровым. Выбор за ним. Выбрать долгую жизнь или преждевременную смерть.

(Астафьева Татьяна)

    1. Здоровье человека зависит от самого себя. Если человек будет окружён всякими пьяницами, то он может спиться и заболеть. Лучше вести здоровый образ жизни.

(Кустова Алёна)

    1. Здоровье - это самое главное для человека. Это развитие его умственных и физических способностей. Фактор, определяющий жизнеспособность человека.

(Мелентьева С.В.)

    1. 21 Здоровье – это когда человек не болеет. Здоровый человек самый счастливый. Здоровье человека зависит от его желаний и силы воли. Если человек курит, пьёт – у него нет счастливого будущего, хоть он и считает себя крутым и независимым. Часто такие предлагают своим друзьям, чтобы они походили на него. Не верьте им и живите отлично!

(Полушина Дарья)

    1. Здоровье – это повышенная активность человека, оптимистичное настроение, желание покорять новые вершины (учёба, работа).

Дубешко Ирина.

    1. Здоровье – это счастье. Быть здоровым – это классно! Ведь если человек здоров, то он может заниматься любым видом деятельности. Научные исследования подтверждают, что радость в повседневной жизни более важна для поддержания здоровья,нежели физические упражнения. Умение видеть красоту своего мира человеку помогает здоровье!

(Лузикова Юлия)

Один из классиков отечественный педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия.
В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать даже… стены.
Многие разработки, присланные на конкурс «Группы раннего развития. Развивающая среда для малышей», посвящены оформлению так называемой «сенсорной стены» - места, на котором крепятся материалы и различные приспособления для развития сенсорного восприятия детей.
Огромная роль при создании таких стен отводится цвету.
С работой по различению цветов, их называнию и использованию связано и множество других придумок воспитателей младших групп из различных регионов России.
С некоторыми из них мы сегодня познакомим наших читателей.

Мебель в форме «цветка»

Педагоги детского сада № 30 «Тополек» п. Славянка Приморского края разработали и создали оригинальную мебель под названием «Пятицветик», которая одновременно выполняет функцию обучающего пособия.

«Пятицветик» - это пять усовершенствованных детских стульчиков, скрепленных между собой в форме «цветка». Внутри «цветка» имеется объемное пространство, которое заполняется мячами, сшитыми из цветной ткани, соответствующей цвету стульев. Стульчики и мячи окрашены в красный, зеленый, желтый, белый, синий цвета. (Набор цветов соответствует требованиям ««Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.Васильевой.)

«Пятицветик» всегда находится в групповом помещении, используется в самых различных ситуациях - бытовых, игровых и собственно обучающих. Благодаря этому дети знакомятся с цветами и усваивают их названия без специально организованных для этого занятий в течение нескольких месяцев. Результаты наблюдений педагогов показывают, что к февралю 73% малышей определяют 3-4 цвета, а 21% детишек знают все основные цвета.

Городок состоит из четырех плоских домиков размером чуть выше роста ребенка четырех цветов: красного, желтого, синего и зеленого. В каждом домике «живут» геометрические фигуры такого же цвета - круг, квадрат и треугольник. Между домиками - цветной заборчик. На его желтые колышки надеваются желтые стаканчики, на синие колышки - синие стаканчики и т.д. Еще заборчик можно украсить соответствующими цветными ленточками. Возле одного из домиков сидят собачки. И вот беда: у них все время расстегиваются ошейники. Приходится детям наводить порядок - застегивать ремешки. Рядом с другим домиком гуляют медвежата. И у них все время случаются неполадки в костюмах: то пояски расстегнутся, то сапожки расшнуруются.

Есть в Радужном городке волшебное дерево, которое меняет свой внешний вид в соответствии с временем года. А над пестрыми домиками светит ласковое желтое солнышко и сияет веселая разноцветная (атласная) радуга.

Тему разноцветья продолжает экран, закрывающий батарею. На нем изображена голубая вода. А в воде «плавают» разноцветные рыбки, которые крепятся к экрану с помощью пуговиц.

«Веселое путешествие»

Так называется сенсорная стена, которую придумали для своих малышей педагоги Татьяна Рыкова и Любовь Мельникова из детского сада № 19 г. Узловая Тульской области . Все элементы панно сделаны из материалов разной фактуры. При желании ребенок может внести «изменения» в развернутый на стене игрушечный мир: перевесить фрукты на дереве, пересадить птичек, по-новому расположить узор на спинке божьей коровки. А веселые разноцветные колобки - не что иное, как светофор.
Если «шевелится» красный колобок и кричит: «Я горю! Смотрите все на меня!» - никто не должен шевелиться. Как только «подаст голос» зеленый колобок: «Теперь моя очередь!» - все начинают двигаться, а паровозик громко стучит колесами: «Тук-тук-тук!»

В том же садике «Тополек» п. Славянка для малышей чуть постарше выкрасили в разные цвета обеденные столики и стульчики, добавив к пяти основным еще два - розовый и голубой. Названия цветов постоянно присутствуют в разговорной речи: «Саша, зачем ты берешь синий стул? Ты же сидишь за розовым столом, значит, тебе нужен розовый стул». Столы можно использовать и для организации дидактических игр, позволяющих научить детей соотносить предметы между собой по цвету. Например, давались задачи разложить кубики на столы в соответствии с цветом: на красный стол - красные кубики, на синий - синие и т.д. Разнообразие вариантов употребления названия цвета в речи позволяет учитывать психологические особенности непроизвольного внимания.

Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене

Давыдова О.И.
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета г. Барнаула
Коврижных Е.В.
старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 11 “Рябинушка”" г. Заринска, руководитель региональной инновационной площадки в системе образования Алтайского края

Что делать, если дети в группе буквально "лезут на стену", несмотря на большое количество игрушек и дидактических материалов? Не запрещайте им этого. Главное, чтобы стена была развивающей. Создать такое пространство для самостоятельных игр несложно. Важно учесть возраст и интересы воспитанников, подобрать необходимый материал и подготовить педагогов к работе с ним.

Дизайн-мастерская по изготовлению элементов развивающей стены

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Развивать самостоятельность у детей – задача педагогов

Согласно ФГОС ДО 1 на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

По мнению психологов и педагогов, самостоятельность как интегративное качество личности включает знания, нравственно-волевые качества и чувства. На каждом возрастном этапе самостоятельность имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте она проявляется в личной мотивированной деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыках самоконтроля и самооценки действий и поведения. К концу старшего дошкольного возраста у детей можно наблюдать проявление самостоятельности в разных видах деятельности: игре, труде, познании и общении.

Выстраивая работу по формированию самостоятельности у воспитанников, педагогам каждой группы нужно ориентироваться на их интересы, учитывать индивидуальные и возрастные особенности. В основе этой работы должны быть единые принципы и цели воспитания:

· черт характера: дисциплинированность, самообладание, терпение, трудолюбие, честность;

· умения принимать решения, отбирать и накапливать для этого необходимую информацию;

· устойчивого целостного мировоззрения;

· навыков повседневной жизни (знать правила личной безопасности, обладать навыками бытового самообслуживания, бережно относиться к вещам и т. д.);

· навыков общения (устанавливать и поддерживать контакты с другими детьми и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации).

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, педагоги должны модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Развивающая стена в средней группе «Полянка»

Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей

Педагогические коллективы ДОО реализуют разные проекты с целью модернизировать образовательную среду в группах. Педагоги МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 11 “Рябинушка”» г. Заринска разработали и реализовали проект, основная идея которого –создать развивающую стену для самостоятельной образовательной деятельности дошкольников, которая позволит им познавать, творить, стремиться к достижению определенной цели 2 .

Развивающая стена в каждой группе своя. Она отражает предпочтения детей и воспитателей. Ее дизайн и наполнение соответствуют названию группы.

Например, в средней группе «Полянка» используется технология ярн-бомбинг (уличного вязания). Практически все компоненты развивающей стены выполнены из пряжи.

В средней группе «Веселый улей» стена замаскирована в сюжете, герои которого – пчелы. Они «прилетают» к дошкольникам с различными заданиями.

В старшей группе «Веселые гномы» дети с помощью развивающей стены «путешествуют с гномами по лесу». Каждый день к воспитанникам «приходит» (крепится на леску) новый гном с игровыми заданиями. Под деревьями педагог заранее прикрепляет геометрические фигуры с подсказкой, в каком конверте находится задание. Ребенок перемещает гнома от дерева к дереву по мере выполнения заданий.

В подготовительной группе «АБВГДейка» дошкольники встречаются с «живыми» буквами. Они предлагают задания каждому ребенку. Например, буква «М» – задания по математике, буква «Л» – логические игры и т. д.

Все задания дети выполняют в ходе самостоятельной деятельности, в удобное для них время и по желанию.

Панно с накладными элементами

Как сделать в группе интерактивную стену: советы воспитателю.

Обратите внимание на пустующие стены. Ведь их тоже можно оформить и использовать в работе с детьми. Например, сделать одну из стен интерактивной. С ее помощью педагоги решат задачи образовательных областей, организуют образовательную деятельность, творчество и общение дошкольников друг с другом.

Накануне каждого учебного года перед воспитателями стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОО большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Чтобы решить эту задачу, можно использовать готовое игровое оборудование и материалы или создать элементы для украшения группы своими руками. Однако даже содержательно-насыщенная среда в группе не будет развивающей, если дошкольники не смогут проявить в ней свои творческие способности, познавательную активность, самостоятельность.

Представляем авторский проект по оформлению интерактивной стены в группе, который был реализован в МБДОУ «Детский сад № 8 „Чебурашка“» г. Скопина Рязанской области . Он поможет воспитателям выполнить требования ФГОС ДО к развивающей среде.

Идея создания интерактивной стены, которая возьмет на себя часть нагрузки и будет дополнять предметно-развивающие уголки, возникла во время ремонта группы детского сада. Для этого была выбрана одна из самых больших стен в помещении. Благодаря усилиям педагогов и родителей стена стала красочной и многофункциональной.

Какие элементы включает интерактивная стена

Интерактивная стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОО, своеобразный живой экран.

Элементы интерактивной стены

Интерактивная стена представляет собой рисунок – небольшой городок на трех холмах. Посреди них раскинулась яркая радуга. Веселый паровозик везет детям что-то интересное.

Три холма визуально разделяют стену на три зоны, которые соответствуют образовательным областям:

  • «Городок» – познавательное развитие;
  • «Паровозик» – социально-коммуникативное развитие;
  • «Радуга» – художественно-эстетическое развитие.

«Городок». Воспитанники младшего дошкольного возраста под руководством воспитателя, а дети старшего дошкольного возраста самостоятельно обустраивают данную зону. Они подбирают и размещают элементы социальной инфраструктуры: здания, улицы, светофоры, людей разных профессий. Затем моделируют реальные ситуации, разыгрывают их.

«Паровозик» и связующий элемент – сезонные деревья. В соответствии с содержанием образовательной деятельности воспитатель подбирает и размещает необходимый демонстрационный материал в вагоны паровоза, с которыми в дальнейшем работают и педагог, и воспитанники. Например, ставит в вагончики карточки с буквами, цифрами и обучает детей грамоте и счету.

«Радуга». На качелях радуги воспитатель размещает тематический элемент: например, символ предстоящего праздника или тематическую поделку.

Работа с интерактивной стеной предполагает постоянное общение: детей друг с другом, воспитанников и педагога. Воспитатель в процессе игры, обсуждения какой-либо темы просит детей высказываться развернуто, описывать элементы стены. Таким образом, педагог параллельно решает задачи еще одной образовательной области – речевого развития.

Какие задачи решает интерактивная стена

Интерактивная стена решает важные задачи:

  • создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
  • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечивает эмоциональный комфорт в группе.

Интерактивная стена позволяет разнообразить оснащение группы, сделать ее привлекательной для детей. Динамический ряд, который демонстрируется на интерактивной стене, воздействует на сознание и воображение воспитанников. С помощью стены педагог и дети могут создавать оригинальные интерактивные игры и презентации. Ее можно использовать на занятиях по ФЭМП, обучению грамоте, развитию речи, изобразительной деятельности, – каждый элемент представлять в новом образе. Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сценарий для начальной школы
Поздравление первой учительнице на последний звонок
Стихи, песни-переделки для выпускного в начальной школе